ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Литература

 

Главная страница

 

 

ПЕСОЧНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ

 

 

Песочная набережная находится на Аптекарском острове. Она начинается от Каменноостровского проспекта и идет от него на юго-запад вдоль Малой Невки, вниз по течению.

На мой взгляд, далеко не всё на Песочной набережной интересно, здесь немало посредственных советских и постсоветских зданий. Я покажу только то, что, по-моему, представляет интерес.

 

 

В начале набережной, на углу Каменноостровского проспекта (Песочная наб., 2/66) находится сквер, принадлежавший богадельне Садовникова и Герасимова. На самом углу, в ограде находилась часовня Христа Вседержителя, построенная в 1881 г. по проекту Л.Н.Бенуа [9]; в 1908 г. часовня была освящена как церковь. В советское время здание исчезло. Немного подробнее о нем сказано в разделе "Каменноостровский проспект". Здесь я повторяю помещенную в этом разделе старую фотографию [8, том третий, №378]:

 

 

 

Снимок сделан с Песочной набережной. На заднем плане Лопухинский сад.

 

 

Пройдя немного вдоль набережной и перейдя Вяземский переулок, мы увидим в глубине довольно интересный особняк начала XX века (Песочная наб., 10):

 

 

2 января 2016 г. 30 апреля 2008 г. 30 апреля 2008 г.

 

Это бывший особняк М.А. и В.А.Новинских [87] (или М.А.Новинской и В.А.Засецкой [1] - что, видимо, точнее), построенный в 1913 - 1914 гг. по проекту Н.Е.Лансере. Особняк был рассчитан на проживание двух семей - одна на первом этаже, другая на втором [87].

Здание построено в формах "чистой" неоклассики, с использованием мотивов ампира. Наиболее торжественно выглядит фасад, обращенный к набережной, украшенный колоннами коринфского ордера. Впрочем, мне лично этот фасад кажется чрезмерно тяжеловесным, весьма далеким от подлинной благородной архитектуры классицизма.

Пожалуй, красивее левый боковой фасад (с противоположной, правой стороны первоначально был брандмауэр, окна пробиты в конце XX или начале XXI века):

 

 

2 января 2016 г.

 

С этой стороны был устроен главный вход в особняк. оформленный в виде ротонды, врезанной в фасад. Из этой ротонды дверь прямо вела в помещения первого этажа, а дверь налево - на лестницу, ведущую на второй этаж.

Заметим, что здесь нет полной имитации старой архитектуры: фасад асимметричен, в чем сказывается косвенное влияние модерна (это влияние чувствуется и в фасаде со стороны набережной в устройстве по бокам выступов обтекаемой формы).

Но еще сильнее влияние модерна заметно в заднем фасаде - откровенно асимметричном, с крыльями разной длины:

 

 

2 января 2016 г. 30 апреля 2008 г.

 

Пожалуй, этот живописный фасад - наиболее удачный.

 

 

Интерьеры особняка были стилизованы под классицизм. Вот две старые фотографии [87] - лестница и часть коридора на втором этаже:

 

 

 

 

К сожалению, эта изящная отделка не сохранилась.

 

 

На территории особняка сохранился ледник - тоже стилизованный под классицизм, с портиком:

 

 

2 января 2016 г.

 

 

Виды с Песочной набережной на Малую Невку: слева вниз по течению, справа вверх по течению:

 

 

30 апреля 2008 г. 2 января 2016 г.

 

 

Пройдя некоторое расстояние мимо невыразительной советской и постсоветской застройки, мы подойдем к тому месту, где рядом стоят друг с другом еще два особняка - разные по стилю, но одинаково красивые.

Первый особняк (Песочная наб., 22):

 

 

 

2 января 2016 г. 2 января 2016 г. 30 апреля 2008 г.

 

Особняк К.К.Неллиса, 1914, арх. И.К.Стендер. Красивое произведение позднего модерна. Здание выглядит просто и сурово. Высокая мансардная кровля с башенкой придают всему зданию специфическую пластику модерна. И в то же время декор носит явно выраженный классицизирующий характер, свойственный вообще петербургской архитектуре последних лет перед революцией.

 

В глубине, за корпусом, выходящим на набережную, находится примыкающий к нему флигель (он виден на заднем плане второй и третьей фотографии). Весьма интересно выглядит торцовый фасад этого флигеля - художественно обработанная глухая стена, обращенная в сторону соседнего участка (Песочная наб., 24). Вид со стороны соседнего участка, с улицы Даля:

 

 

2 января 2016 г.

 

 

Вид на тот же флигель со стороны двора:

 

 

2 января 2016 г.

 

 

Не менее красив особняк на следующем участке, расположенном на углу улицы Даля (Песочная наб., 24/2) [1; 6, №1337.1-1337.5; 316, с.48; 493, с.87-89; 535а,б].

К сожалению, основная часть здания - это новодел 1997 г., повторяющий (в кирпиче) облик прежнего деревянного оштукатуренного особняка, снесенного в 1930-х гг. В то же время сохранились два подлинных каменных флигеля. (Я сам видел два сохранившихся флигеля еще в то время, когда основного здания не было.)

Прежнее подлинное здание - это собственный особняк архитектора Л.А.Ильина, одного из лучших представителей неоклассики в петербургской архитектуре (в дальнейшем продолжившего работу в советское время, и притом сохранившего талант). Особняк был построен в 1911 - 1913 гг.

Через некоторое время Л.А.Ильин продал его Великому князю Дмитрию Константиновичу.

 

Главный фасад, обращенный на Песочную набережную, фотографии начала XX в. [535б, 493, 493]:

 

 

 

Дом был увенчан овальным в плане бельведером; фасады выкрашены в ярко-желтый и белый цвет. Г.К.Лукомский, высоко оценивший эту работу Л.А.Ильина, писал [493]: "Здесь [...] не "ампир", а скорее стиль Палладио, но стиль, приспособленный к нашим условиям быта и климата (размер, пропорции и количество окон, уклон крыши, подъем купола и т. п.) и до некоторой степени принимающий empire’ную оболочку благодаря этой, самостоятельно, однако, переложимой на русскую почву, основе итальянского классицизма."

В то же время здесь, на мой взгляд, чувствуется и косвенное влияние модерна (независимо от субъективно резко отрицательного отношения Ильина к модерну) - уже в асимметричной композиции фасада; слева к основному зданию примыкает флигель (каменный, сохранившийся до нашего времени).

 

Фрагмент главного фасада [534а]; фрагмент ограды с вазой на углу Песочной набережной и улицы Даля [534б]; фрагмент бокового фасада [534в]; вид из садика в сторону улицы Даля [535б]:

 

 

Изображение обработано.

Оригинал

Изображение обработано.

Оригинал

Изображение обработано.

Оригинал

 

 

 

Боковой фасад, обращенный на улицу Даля; задний фасад, выходящий во внутренний садик [535б]:

 

 

 

 

Вид от главного здания на внутренний садик; впереди отдельно стоящий каменный флигель (еще один сохранившийся) [535б]:

 

 

 

 

Вид вдоль улицы Даля в сторону Песочной набережной [535б]:

 

 

 

На переднем плане боковой фасад флигеля, изображенного на последней фотографии, дальше боковой фасад главного здания.

 

Весьма интересное описание особняка Л.А.Ильина было опубликовано в 1915 г. в "Архитектурно-художественном еженедельнике" [535а]:

11 октября члены Императорского Общества Архитекторов-Художников были приглашены гражданским инженером Львом Александровичем Ильиным для осмотра построенного им для себя же особняка на Аптекарском острове (Песочная наб., 24).

Небольшой, двухэтажный, к сожалению, деревянный, оштукатуренный под каменную архитектуру, желто-белой окраски, дом выстроен в ампире несколько итальянского оттенка. Занимая угловое место, дом имеет перед собою сад, выходящий на набережную. Главный фасад украшен четырехколонным портиком, изящной, слегка индивидуальной рисовки. Довольно крутая крыша заканчивается небольшим, в плане овальным куполком. Лицевой дом отделяется от надворного строения, занятого гаражами, небольшим прямоугольным садом, архитектурно окаймленным, примыкающим к Песочной улице [оговорка: на самом деле к улице Даля - С.П.].

Но изящный вкус владельца-строителя выразился особенно во внутренней отделке и красивом убранстве дома. Пять парадных комнат 1-го этажа: столовая, небольшой при ней кабинет, зал, кабинет и спальня - все довольно высокие, очень удачны по своим пропорциям и связи между собою. Богато, в ампире отделан большой зал с пилястрами темно-зеленого естественного мрамора, с позолотой кое-где на карнизе и исполненными живописью под рельеф орнаментными украшениями на стенах и на потолке. В ампире же отделаны остальные комнаты, кроме кабинета, носящего Петровский характер. Мебель, убранство, многочисленные картины, рисунки и гравюры - все это является результатом нескольких лет упорного коллекционерства и составляет своего рода небольшой изящный музей. Мы не имеем возможности после беглого осмотра дома Л. А. Ильина высказаться относительно исторической ценности собранного, но должны признать, что все предметы красивы, тонко подобраны и прекрасно связаны с помещениями. Особенно нам понравился кабинет, где светло-фиолетовые обои, дерево шкапов, блекло-зелено-синий гобелен, зеленовато-желтый тон потолка и, наконец, Петровского времени яркая китайская скатерть на столе дают необыкновенно богатое сочетание красок.

Покидая интересный особняк, невольно удивляешься энергии владельца, сумевшего среди постоянного творчества для других и связанных с ним забот сохранить достаточно силы, чтобы так красиво обставить свою собственную жизнь."

 

Посмотрим фотографии интерьеров, упоминаемых в описании.

Гостиная (столовая?) [534г]:

 

 

Изображение обработано. Оригинал

 

 

Малый кабинет (рядом со столовой?) [535б]:

 

 

 

 

Гстиная (зал?) [535б]:

 

 

 

 

Спальня [534д; 535б]:

 

 

Изображение обработано.
Оригинал
 

 

Фотографии кабинета, особенно понравившегося архитекторам, осматривавшим особняк, у меня, к сожалению, нет.

 

Современные фотографии. Виды с Песочной набережной:

 

 

2 января 2016 г.

 

От прежнего здания уцелели первые два этажа левой части (каменный флигель), остальное воссоздано в 1997 г. Сравнение со старыми фотографиями показывает, что основная, правая часть воссоздана весьма точно - так же, как и ограда с вазой на углу. В то же время третий этаж левой части воссоздан приблизительно, в упрощенном, довольно убогом виде - нет ни круглых окошек, ни декора. Впрочем, в целом здание выглядит красиво.

Боковой и задний фасады здания и ограда со стороны улицы Даля:

 

 

30 апреля 2008 г.

 

Жаль, что не воссоздано скульптурное убранство.

Как выглядят интерьеры нынешнего здания, мне неизвестно.

 

 

Весьма красив сохранившийся подлинный флигель, расположенный в глубине участка по Песочной набережной - на улице Даля:

 

 

2 января 2016 г.

 

Флигель построен в 1913 г. [6]. В этом живописном здании причудливо смешались мотивы классицизма и барокко и пластика модерна.

 

Вид на основное здание и флигель с улицы Даля:

 

 

2 января 2016 г.

 

 

Вернемся на Песочную набережную и оглянемся назад. Вид на особняки Неллиса и Ильина:

 

 

2 января 2016 г.

 

 

После улицы Даля на Песочной набережной находился еще один особняк в духе неоклассики начала XX в., не сохранившийся до нашего времени (исторический адрес: Песочная ул., 28) - дом К.А.Гротена, построенный в 1913 - 1914 гг. по проекту А.А.Грубе [1]; когда исчез этот дом, мне неизвестно.

План здания [482, с. 50]:

 

 

 

 

Далее представлены фотографии, сделанные вскоре после постройки [482].

Лицевой, садовый и левый боковой фасады:

 

 

 

Архитектура, подражающая классицизму (не очень точно), вполне обыченая для своего времени.

 

Парадная лестница, расположенная в центре дома:

 

 

 

 

Одно из внутренних помещений (вероятно, расположенное на первом этаже и обращенное окнами на набережную):

 

 

 

Интерьеры явно не отличались стилистической цельностью. Если парадная лестница-ротонда подражает классицизму, то последнее показанное помещение отделано в духе эклектики - старомодной, казалось бы, уже ушедшей в прошлое. В этом парадном интерьере меня лично неприятно поражают венские стулья - дешевый ширпотреб того времени (хотя и немного "обогащенный").

Дом К.А.Гротена был далеко не шедевром архитектуры. Но насколько лучше он выглядел, чем построенный приблизительно на этом месте Дворец моложежи! Об этом казенном произведении советской архитектуры 70-х годов сказано в разделе "Песочная улица (ул. Профессора Попова)". Здесь мы не будем повторять его рассмотрение. Закончим прогулку у особняков Неллиса и Ильина.

 

 

  

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Предыдущая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.