ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Литература

 

Главная страница

 

 

БОЛЬШАЯ ДВОРЯНСКАЯ УЛИЦА (продолжение)

Улица Куйбышева

 

Теперь рассмотрим дома на левой стороне улицы после перекрестка с Малой Дворянской (Мичуринской) улицей.

 

Ул. Куйбышева, 20:

 

 

19 сентября 2018 г.

 

Один из наименее интересных домов на улице. Примитивный бедный фасад - плохой образец модерна. По данным [1,2], дом был перестроен в 1911 - 1912 гг. по проекту И.Н.Иванова. Следует заметить, что дома этого архитектора обычно красивы и добротны. Или мы имеем дело с халтурой, или перестройка была не сильной, а автор фасада - кто-то другой, работавший здесь раньше.

 

 

Ул. Куйбышева, 22:

 

 

19 сентября 2018 г.

 

 

22 марта 2008 г. 22 марта 2008 г. 18 января 2014 г.

 

 

 

18 января 2014 г.

 

Доходный дом Г.А.Шульце. Построен в 1901 - 1902 гг. по проекту К.К.Шмидта [1]. Интересное произведение рационалистического модерна - хотя, на мой вкус, жестковатое. Открытые металлические балки над окнами - прием, впервые в Петербурге примененный Р.А.Берзеном в здании Тенишевского училища.

В наше время нередко можно увидеть высокую оценку этой работы. На мой взгляд, это все же далеко не лучшее из того, что построил К.К.Шмидт - талантливый петербургский архитектор начала XX века. Следует заметить также, что это здание вызвало многочисленные подражания, в которых такая архитектура приобрела вульгарный, бедный характер; в прогулках по Петроградской стороне мы не раз увидим эти подражания.

 

 

Ул. Куйбышева, 24:

 

 

19 сентября 2018 г.

 

Административное здание, 1953, арх. Т.В.Вячеславина [102]. Заурядная сталинская постройка.

 

 

Напротив великолепных домов Танского и Чубакова находится участок по ул. Куйбышева, 26-28:

 

 

19 сентября 2018 г.

 

В центре по красной линии стоит простенький двухэтажный дом. Его история мне неизвестна (ясно только, что он построен не позже начала XX века).

В глубине участка расположен офисно-жилой комплекс (2003, архитектурное бюро "ЯК", арх. А.И.Кицула [103]. Вид фрагмента комплекса:

 

 

18 января 2014 г.

 

Этот комплекс, расположенный большей частью в глубине, пожалуй, неплохо согласуется с окружением (в отличие от большинства подобных работ).

 

 

Ул. Куйбышева, 30:

 

 

19 сентября 2018 г.

 

Этот доходный дом построен в 1899 г. по проекту А.Н.Веретенникова [1]. Неплохой дом в духе эклектики. Хотя у Веретенникова есть и гораздо более выразительные работы.

 

 

Ул. Куйбышева, 32:

 

 

19 сентября 2018 г.

 

Это бывший собственный доходный дом архитектора П.Н.Батуева, построенный в 1910 г. [1]. Фасад в стиле модерн имеет характерные для этого архитектора пропорции, вытянутые вверх.

 

 

Вернемся на правую сторону улицы. Напротив домов 30 и 32 (ул. Куйбышева, 25) стоит особняк начала XX века. Этот особняк перестроен из более старого, который был, пожалуй, не менее интересен по архитектуре [386].

Старый особняк был построен для потомственной почетной гражданки Н.Г.Глушковой по проекту, составленному в 1874 г. А.А.Парландом - архитектором в наше время известным более поздней работой - храмом Воскресения Христова (Спас на Крови).

Генеральный план([386], лист 1):

 

 

 

 

Фасад по Большой Дворянской улице (лист 6-7):

 

 

 

 

Фасад со стороны сада (лист 8-9):

 

 

 

По ссылкам можно посмотреть также разрешение на строительство от 25 мая 1874 г. (обратная сторона листа 1), планы подвального (лист 2) и жилого (лист 3) этажей.

 

Особняк представлял собой красивое "русского стиля" - фольклорной разновидности этого направления эклектики, известной под названием "ропетовщины". Уличный фасад стилистически близок некоторым работам лидера фольклорного направления - В.А.Гартмана (безвременно умершего в 1873 г.): на неоштукатуренном фасаде выложены цветным кирпичом орнаменты, напоминающие русские вышивки. На садовом фасаде ведущую роль играет деревянная резьба, что гораздо чаще встречается в данном направлении (в том числе и у Гартмана).

 

Фасад хозяйственной постройки - ледника (лист 14; на генеральном плане - литера Д) тоже украшен русской резьбой, хотя и более скромно. И только деревянные служебные постройки на хозяйственном дворе (лист 4-5; на генеральном плане литеры Б, В и Г) носят утилитарный характер.

 

Единственная известная мне фотография особняка, построенного А.А.Парландом, была опубликована в 1910 г. [531]:

 

 

 

Реально построенный особняк несколько отличался от проекта. На нижнем этаже были не маленькие окошки, а полноценные высокие окна. По-другому выглядел парапет; посередине был мезонин, которого не было в проекте.

 

Ропетовщина (названная так по имени архитектора И.П.Ропета - последователя В.А.Гартмана) была очень популярна в 1870-х гг. Однако уже в следующем десятилетии она вышла из моды в столичной архитектуре, утвердилось отрицательное отношение к этому направлению эклектики, а в начале XX века - и ко всей эклектике в целом. Неудивительно, что в конце концов особняк был капитально перестроен.

Нынешний вид особняка:

 

 

18 сентября 2018 г.

 

Особняк Т.В.Белозерского. Перестроен из бывшего особняка Н.Г.Глушковой в 1913 - 1914 гг., арх. А.А.Оль [1, 386].

(При желании можно посмотреть генеральный план и планы первого и второго этажей ([386], листы 17-20) и сравнить их с прежними.)

Здание представляет собой произведение неоклассики. Мне лично фасад не очень-то нравится: буквальное подражание классицизму, по-моему, носит слишком нетворческий характер. И куда-то пропало благородство, свойственное прототипам.

На мой взгляд, гораздо интереснее дворовый фасад. Слева проектный эскиз [105], справа фотография 22 марта 2008 г.:

 

 

 

В отличие от главного фасада, имеющего характер "чистой" неоклассики, в живописном асимметричном дворовом фасаде видны и черты модерна.

 

Интерьеры получили изысканную отделку. Проектный эскиз зала [105]:

 

 

 

В советское время в особняке расположилась детская поликлиника. До наших дней сохранилась отделка парадной лестницы и некоторых других помещений (см. фотографии на сайте [106]).

 

 

Оглянемся назад. Правая сторона улицы, справа налево: дома 21, 23, 25:

 

 

22 марта 2008 г.

 

 

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.