ФОТОПРОГУЛКИ

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Литература

 

Главная страница

 

 

МАТВЕЕВСКАЯ УЛИЦА (продолжение)

Начало ул. Ленина

 

Доходный дом Ф.Я. и Н.Я.Колобовых

 

 

На левой стороне улицы, на пересечении с Пушкарским переулком (ранее - безымянный проезд) стоит дом, который я отнес бы к числу лучших, наиболее впечатляющих произведений архитектуры начала XX века в Петербурге (ул. Ленина, 8):

 

 

12 апреля 2008 г.

 

(Эта фотография помещена также на другой странице.)

Это бывший доходный дом Ф.Я. и Н.Я.Колобовых, построенный в 1908 - 1910 гг. по проекту С.Г.Гингера (при участии М.И.фон Вилькена) [1].

Здание трудно однозначно отнести к какому-то одному стилю. В декоре фасадов причудливо соединяются черты эклектики (необарокко) и модерна.

И все же, пожалуй, ведущую роль играет модерн. Во всяком случае, именно модерну принадлежит общая композиция здания с выразительным пространственным решением.

Вот фрагмент карты "Яндекса", на котором хорошо виден план здания:

 

 

 

Справа вверху по диагонали проходит Матвеевская улица (ул. Ленина), снизу, под острым углом к ней - Пушкарский переулок. (Слева вверху Малая Пушкарская улица, к ней дом обращен брандмауэрами и дворовыми фасадами; они не представляют интереса; если бы соседний участок по Малой Пушкарской улице был застроен, они вообще были бы не видны. Фотографии дома с этой стороны представлены на странице "Малая Пушкарская улица".)

Со стороны Матвеевской улицы устроен курдонер. А со стороны Пушкарского переулка возник интересный ступенчатый в плане фасад, в котором центральная ступенька - это обратная сторона курдонера. Именно с этого фасада мы и начнем.

Вид от Матвеевской ул. вдоль Пушкарского переулка:

 

 

12 апреля 2008 г.

 

Отсюда видны все три ступеньки.

 

Тот же фасад ближе:

 

 

12 апреля 2008 г.

 

 

Правая часть фасада:

 

 

12 апреля 2008 г.

 

 

Детали фасада правой ступеньки, угловая часть:

 

 

12 апреля 2008 г.

 

12 апреля 2008 г.

 

 

12 апреля 2008 г.

 

12 апреля 2008 г.

 

Эклектические лепные украшения и металлические решетки в стиле модерн - одинаково красивые, богатые - производят какое-то фантастическое впечатление.

 

 

Треугольный двор между первой и второй ступеньками:

 

 

12 апреля 2008 г.

 

 

Вторая и третья ступенька:

 

 

12 апреля 2008 г.

 

Отдельно - ее угол:

 

 

12 апреля 2008 г.

 

Обратите внимание: этот угол оформлен не совсем так, как у первой ступеньки (см. выше): там - сдвоенные полуколонны, здесь - отдельно стоящие колонны (не сдвоенные), а ниже - лоджия, украшенная кариатидами (которых на первой ступеньке нет). Вообще на фасаде много, казалось бы, повторяющихся элементов, которые при ближайшем рассмотрении оказываются не вполне одинаковыми. Виды ступенчатого фасада слева:

 

 

12 апреля 2008 г.

 

(Левая фотография помещена также на другой странице.)

На обеих фотографиях на переднем плане виден угол третьей ступеньки - и у него не такие детали, как у первых двух углов.

Эта нерегулярность придает дому особенно живописный характер, даже как бы уподобляет его природному образованию.

Я бы не хотел никаких далеко идущих сопоставлений. И все-таки такая особенность в какой-то мере родственна творчеству гениального испанского архитектора А.Гауди.

 

Следует сказать, что С.Г.Гингер не совсем самостоятелен в этой композиции. Она была навеяна эскизами французского архитектора Э.Энара, опубликованными в журнале "Зодчий" в 1903 г. [192] (указано Б.М.Кириковым [39, с. 289, 290]). Энар предлагал новые приемы застройки городских улиц с отказом от следования красным линиям. Вот одно из его предложений - "улица-пила":

 

 

 

 

Сходство несомненно - и в общей концепции, и в оформлении угловой башни. И все же не стоит его преувеличивать. Эскизы Энара были скорее отправной точкой. Вместо отвлеченной схемы с бесконечным повторением одинаковых элементов появилась композиция, органически связанная с конкретной городской средой.

 

 

Теперь рассмотрим фасад по Матвеевской улице (ул. Ленина):

 

 

12 апреля 2008 г.

 

 

Как и у довольно многих домов начала XX века, в середине устроен курдонер:

 

 

12 апреля 2008 г.

 

Фасад по Матвеевской улице - более традиционный. Но и здесь можно увидеть многие интересные детали.

Вход на одну из лестниц:

 

 

12 апреля 2008 г.

 

 

Ворота курдонера:

 

 

12 апреля 2008 г.

 

В отличие от большинства металлических деталей, эта решетка полностью принадлежит эклектике.

 

 

Вид внутри курдонера:

 

 

29 ноября 2014 г.

 

В центре курдонера стоит красивый высокий фонарь:

 

 

29 ноября 2014 г.

 

Следует заметить, что у дома весьма красивый, богатый силуэт, с многочисленными башенками (надеюсь, что это можно почувствовать по представленным здесь фотографиям). Увы, теперь можно только догадываться, как эти башенки перекликались с куполами стоявшей совсем близко отсюда церкви апостола Матфия; возможно, что и сама отделка фасадов в формах необарокко навеяна этой церковью.

 

 

Вид на дом Колобовых из Матвеевского переулка:

 

 

29 ноября 2014 г.

 

Следует сказать еще, что в доме Колобовых очень красивые парадные лестницы - с тем же специфическим сочетанием лепных украшений в духе необарокко и металлических деталей (перил, ограждений лифтов) в стиле модерн. (Таковы четыре лестницы с входами непосредственно с Матвеевской улицы и с Пушкарского переулка; лестницы в глубине курдонера малоинтересны.) К сожалению, я ин не сфотографировал в свое время, а в последние годы мне пока не удалось проникнуть ни на одну из них.

 

 

Автор этого здания, С.Г.Гингер - на мой взгляд, один из наиболее талантливых мастеров петербургской архитектуры начала XX века, незаслуженно полузабытый. Доходный дом Колобовых принадлежит к числу лучших его работ.

 

 

Продолжение на следующей странице.

 

 

Оглавление

Страница  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82   83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177

 

Предыдущая       Следующая

 

Литература

 

Главная страница

 

 

 

© Прохоров С.О.