САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТРОГРАДСКАЯ СТОРОНА
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
ГЕСЛЕРОВСКИЙ ПРОСПЕКТ
Чкаловский пр.
От Большой Разночинной улицы начинается бывший Геслеровский переулок. Его название происходит от имени владельца большого земельного участка - придворного гардеробмейстера (смотрителя за одеждой) Павла I,
Со временем переулок превратился в довольно оживленную улицу, которой мало подходило название переулка. В 1946 г. он был переименован в Геслеровский проспект.
Люди старших поколений произносили название "Геслеровский" с ударением на третьем слоге. Такое произношение я слышал от моего отца, и вслед за ним и сам называю проспект так же. При подготовке данного раздела сайта я нашел в интернете упоминания о таком произношении.
В 1952 г. продолжающие друг друга Порховская улица и Геслеровский проспект были объединены и получили новое название - Чкаловский проспект. (Всё бы ничего, жаль только, что историческое название заменено обезличенным стандартным советским.)
Рассмотрим первые два дома по бывшему Геслеровскому проспекту, расположенные на углах Большой Разночинной улицы.
Дом на правом углу (Чкаловский пр., 9/13):
Этот дом [1] построен в 1900 г. по собственному проекту владельца, И.Н.Иорса - техника-строителя, работавшего на уровне хорошего архитектора и построившего в Петербурге немало красивых домов. Нарядные фасады с богатым декором характерны для этого талантливого представителя эклектики.
Дом дошел до нас в надстроенном виде.
Дом на левом углу Большой Разночинной улицы (Чкаловский пр., 14/15):
18 апреля 2015 г.
Это доходный дом И.В.Поспелова, построенный в 1902 - 1903 гг. по проекту П.М.Мульханова [29, с. 354]. Фасады близки к эклектике, но в лепных украшениях видны отдельные мотивы свойственные модерну. Как и обычно у Мульханова, дом несколько примитивен по архитектуре (чего стоит нагромождение форм на углу, наверху!) и в то же время по-своему выразителен (именно купол и аттики с вазочками на углу придают ему специфический колорит).
Дома по левой стороне проспекта:
18 апреля 2015 г.
Следующий дом имеет тот же адрес по проспекту: Чкаловский пр., 14:
18 апреля 2015 г.
Доходный дом С.А.Смирновой, 1904 - 1905, арх. П.М.Мульханов [29, с. 354]. На этот раз Мульханов оформил фасад в духе "чистой" эклектики. Неплохой рядовой жилой дом.
Весьма интересна и необычна история строительства следующего здания (Чкаловский пр., 16) [29, с. 347 - 357].
С 1895 г. этот участок принадлежал отставному капитану 2-го ранга В.О.Колышко. В 1902 - 1904 гг. здесь был построен театр, известный под названием "Новый театр Неметти", по имени жены владельца участка - актрисы, австрийской подданной В.А.Неметти (Линской-Неметти, по второму мужу Колышко) (другие названия: "Петербургский театр", по расположению на Петербургской стороне; "Невский театр").
Здание театра было построено по проекту А.К.Монтага. Вот как оно выглядело [29]:
Здание представляло собой талантливое произведение стиля модерн. Черты этого стиля выразились не столько в декоре (очень лаконичном), сколько в характерных закругленных, обтекаемых формах и в красивой асимметричной композиции.
Такая композиция (довольно необычная для театра) следует из внутреннего устройства здания. Планы первого и второго этажей [29]:
Собственно театр находился в левой части. Вперед, на красную линию выступал объем, в котором на первом этаже был вестибюль, на втором фойе, а по бокам были расположены две лестницы. Все эти помещения хорошо различимы на фасаде по расположению окон.
В правой части располагался ресторан.
Весьма необычно было внутреннее устройство . Здесь было два театра - зимний и летний. Двухъярусный зал зимнего театра был расположен со стороны Геслеровского переулка и примыкал к вестибюлю и фойе. Летний театр под стеклянной крышей располагался со стороны сада, расположенного во дворе. При этом у обоих залов была одна общая сцена, которая по мере необходимости могла быть обращена в ту или другую сторону.
В теплое время года, когда работал летний театр, ресторан превращался в проходной вестибюль с кассами. Пройдя сквозь вестибюль, посетители попадали в проход, ведущий в сад. Фотография И.А.Владимирова, начало XX в. (Мультимедийный комплекс актуальных искусств (Москва), инв.№ Н-154/76 [354]):
(Изображение обработано. Оригинал )
Снимок сделан в обратную сторону, к Геслеровскому переулку. Впереди ресторан, справа служебные помещения при зимнем театре (см. планы). Проход получил великолепное оформление в стиле модерн. Посередине стояли монументальные фонари. Очень красива была ограда слева; видимо, нечто подобное было и справа, на боковой стене зимнего театра.
Далее посетители попадали в сад, расположенный за зданием. Отсюда был устроен вход в летний театр. К сожалению, эта часть здания на планах не показана; я предполагаю, что на следующих двух фотографиях И.А.Владимирова (там же, инв.№№ Н-154/78 и Н-154/73) изображен фасад летного театра, обращенный в сад:
(Изображениея обработаны. Оригиналы: 1 2 )
И здесь мы видим такой же прекрасный модерн.
Еще одна фотография И.А.Владимирова (там же, инв.№ Н-154/75):
(Изображение обработано. Оригинал )
На фотографии, помимо летного театра, видно еще одно садовое сооружение. К сожалению, о нем мне ничего не известно.
Следует сказать, что устройство трансформируемых пространств (зимняя или летняя сцена, ресторан или проходной вестибюль) предвосхищает искания в архитектуре функционализма (конструктивизма) в 1920 - начале 1930-х гг. Можно вспомнить, в частности, клубы в Москве и Подмосковье, построенные К.С.Мельниковым.
Театр Неметти, несомненно, принадлежал к числу лучших произведений петербургского модерна. На мой взгляд, он остался и лучшей работой А.К.Монтага (другие здания этого архитектора выглядят все-таки довольно бледно.)
К огромному сожалению, это здание существовало совсем недолго. Театр не принес ожидаемой прибыли, и владельцы решили перестроить его в доходный дом (известный в литературе как дом В.О.Колышко). Перестройка была осуществлена уже в 1908 г., автором проекта был П.М.Мульханов:
18 апреля 2015 г.
18 апреля 2015 г.
Мульханов разобрал ресторан и летний театр, надстроил корпус зимнего театра до пяти этажей, причем пространство театрального зала превратил во внутренний двор, а окружавшие его проходы и помещения - в коридоры и цепочки комнат; кроме того, он пристроил слева новые флигели - со стороны Геслеровского переулка и со стороны двора (этот флигель на фотографии не виден). Местоположение прежнего корпуса зимнего театра прослеживается на фасаде по двум узким ризалитам, соответствующим прежним лестницам по сторонам от вестибюля и фойе. (См. [29].)
Конечно, новый доходный дом очень уступает по архитектурным достоинствам исчезнувшему театру. В его архитектуре есть налет примитивизма, вообще свойственный П.М.Мульханову.
Несомненная удача Мульханова - композиция угловой части с высоким криволинейным аттиком. Фактурная штукатурка придает облику здания определенную мощь.
В декоре причудливо сочетаются формы "чистого" модерна (в балконных решетках) и входящие в моду "ампирные" мотивы (в лепке). И то, и другое выглядит довольно наивно - впрочем, по-своему очаровательно.
Внутренний двор:
9 сентября 2022 г.
Со всех четырех сторон двор опоясан лепным декоративным фризом, проходящим между вторым и третьим этажом. Это выглядит, пожалуй, несколько странно: одного этого фриза недостаточно для создания полноценного художественного образа. Но может быть, были и другие украшения, позже исчезнувшие?
Еще одна фотография этого дома, на которой лучше виден боковой фасад, выходящий во внутридворовый проезд:
18 апреля 2015 г.
Справа в глубине виден торцовый фасад дворового корпуса (частично закрытый киоском). Этот корпус (Чкаловский пр., 16, корпус Б) значительно интереснее по архитектуре. Пройдем во двор и рассмотрим корпус вблизи:
Доходный дом М.А.фон Гук, построен в 1912 - 1913 гг., арх. Г.О.Гиргенсон [1]. Неожиданное для заднего двора красивое произведение позднего модерна, в котором тяга к простым геометрическим формам сочетается с классицизирующим декором.
Теперь обратимся к правой стороне проспекта.
Участок после углового дома 9/13 не застроен. Следующий дом выходит на угол Ропшинской улицы (Чкаловский пр., 11/32):
18 апреля 2015 г.
Этот доходный дом построен в 1904 г., арх. И.И.Демикелли; в 1911 г. Демикелли осуществил перестройки [1]. Неплохое рядовое здание в духе эклектики (для 1904 года, пожалуй, уже старомодное).
Вид вправо от проспекта вдоль Ропшинской улицы:
21 апреля 2008 г.
Впереди над домом возвышается шпиль Петропавловского собора.
Далее по правой стороне, между Ропшинской и Большой Зелениной улицами расположен Зеленинский сад - вернее, - увы - то, что от него осталось:
18 апреля 2015 г.
Это была большая зеленая зона, в одном направлении занимавшая всё пространство между этими двумя улицами, а в другом - чуть больше половины пространства между Геслеровским и Малым проспектами. Сад был благоустроен, в нем были скамейки, фонтан, детские площадки.
С началом "перестройки" положение стало меняться в резко худшую сторону. Сначала, в 1997 г. значительную часть сада заняла новая станция метро "Чкаловская" (арх. В.С.Волонсевич, А.С.Константинов) [225]:
18 апреля 2015 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Что делать: нужно же было где-то построить станцию.
Гораздо хуже то, что произошло потом: в 2006 г. в глубине Зеленинского сада появилось большое здание бизнес-центра (Большая Зеленина ул., 8), отхватившее чуть ли не 2/3 оставшейся территории сада (арх. М.А.Мамошин, И.В.Доннер , А.Х.Богатырева) [226]:
18 апреля 2015 г.
В той части сада, которая остается, теперь нет ни скамеек, ни детских площадок... У горожан отняли место отдыха. Нажива превыше всего...
Добавлю к этому, что, на мой взгляд, оба новых здания и в архитектурном отношении - пустое место.
Вид от бизнес-центра на Зеленинский сад, в сторону Ропшинской улицы и Геслеровского проспекта:
18 апреля 2015 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Вернемся на Геслеровский проспект. Вид к началу проспекта:
18 апреля 2015 г.
Дом по левой стороне, на углу Большой Зелениной улицы (Чкаловский пр., 18/14). Корпус по проспекту и угловой корпус:
18 апреля 2015 г.
(Эта фотография помещена также на другой странице.)
Это еще один доходный дом В.О.Колышко. Он был построен в 1898 г. по проекту А.К.Монтага, а в 1913 - 1914 гг. перестроен П.М.Мульхановым [1;29, с. 356, 357]. В угловой части сохраняются черты эклектики (вероятно, от Монтага), а левая часть выполнена в духе модернизированной неоклассики в довольно примитивной интерпретации. На мой взгляд, оба корпуса малоинтересны по архитектуре.
Продолжение на следующей странице.
Страница 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177
© Прохоров С.О.